Чудо-сани Жозефа-Армана Бомбардье и сафари на снегоходах

С чего всё начиналось? ...Тринадцатилетний мальчик сделал игрушечный паровоз. В качестве двигателя использовал механизм настольных часов. Затем сконструировал еще несколько механических игрушек: лодка, трактор, миниатюрный автомобиль. Родители были в восторге. Впоследствии переработал в паровой двигатель найденную где-то на чердаке старую швейную машинку. Инженерные способности подростка обсуждало почти все население маленького канадского городка Вильбур. Но потом парень выпросил у знакомого ветеринара ружье...

Новая самодельная мини-пушка не выдержала испытания, при этом чуть не погибли предыдущий владелец оружия, его семья и сам юный изобретатель. Родители спохватились и решили отдать сына в священники. Семинарию он оставил через четыре года.

Сафари на снегоходах, самодельные сани для снегохода
Сафари на снегоходах фирмы Bombardier (Бомбардье)

Парня звали Жозеф-Арман Бомбардье. А происходили эти события в 1920 году. Когда Жозеф-Арман приехал на первые семинарские каникулы, отец решил, от греха подальше, занять сыну руки чем-то интересным и подарил ему старое сломанное авто Ford T. Надо сказать, что во время учебы в семинарии у Жозефа-Армана возникла совершенно новая идея, и он тут же начал воплощать ее в жизнь. Юноша быстро привлек к работе братьев, и через несколько дней перед глазами изумленной публики предстали странные механические сани с двигателем от автомобиля и пропеллером сзади. До безумия счастливый Жозеф-Арман вместе с братом проехал по главной улице, а когда вернулся, то услышал от отца приказ разобрать опасную машину. Но теперь уже всем стало понятно, что священника из парня таки не получится.

В 17 лет Жозеф-Арман поехал в Монреаль, где работал автомехаником, учился на курсах и штудировал специальные книги. В родной город он вернулся через два года и сразу открыл собственную мастерскую – ремонтировал все, что имело хоть какое-то отношение к механическим приборам. Мечта сконструировать легкий и быстрый снегоход серьезно захватила молодого инженера. Правда, подобные машины в мире уже делали, но они были тяжелы и, соответственно, передвигались только по ровной местности. Со временем Бомбардье отказался от использования автомобильных двигателей, смастерил мотор собственного производства, но тогда его конструкция оказалась неудачной.

В 1934 году у Жозефа-Армана произошла семейная трагедия: двухлетний сын заболел, а засыпанные снегом канадские дороги помешали вовремя привезти его в больницу. Мальчик умер. И отец еще яростнее приступил к разработке снегохода.

Уже зимой 1937 года Бомбардье начал делать механические сани для снегохода серийной модели В7. Первыми покупателями стали сельские врачи и ветеринары. Со временем количество заказов существенно возросло, и через три года он построил завод, который мог выпускать ежегодно до 200 машин. За время Второй мировой войны завод Бомбардье продал армии почти две тысячи бронированных снегоходов. Потом были новые машины, новые контракты и постепенный финансовый рост.

Жозеф-Арман проявил способности не только талантливого инженера, но и предпринимателя. Его методика уменьшения затрат на производство и продвижение товара была простой и эффективной. Жалел деньги на рекламу, но специально парковал свои изделия у редакций канадских газет... На работу нанимал фермеров, которые весной возвращались на поля, поэтому заводы Бомбардье не имели убытков от сезонности спроса на снегоходы. Не церемонился с компаниями, которые поставляли ему некачественный товар, а просто отказывал таким партнерам в сотрудничестве и делал детали в собственных цехах.

В 1958 году заводы Бомбардье выпустили первые снегоходы Ski-Doo принципиально новой конструкции. К сожалению, Жозеф-Арман не успел увидеть, как через несколько лет началось массовое увлечение катанием на этих машинах. Он умер в 1964-м. Впоследствии в мире появился новый вид зимнего отдыха – сафари на снегоходах.

Сафари на снегоходах: что это?


Сейчас организаторы снегоходных прогулок предлагают туристам однодневные и многодневные маршруты. В Карпатах такое развлечение можно найти на известных курортах: Славском, Буковеле, Драгобрате и других. В основном сафари на снегоходах представляют собой поездки на ближайшую или не очень далекую полонину с расположенной там хижиной или приютом, длинный привал, шашлыки, иногда сауна и другие курортные радости. Стоит это удовольствие 125-150 евро за одну машину в день. Можно испытать себя в роли и пассажира, и водителя – или управлять при переходе (инструктор находится на заднем сиденье), или полностью самостоятельно кататься на привале.

Современные снегоходы очень просты в управлении – все нужное находится на ручках руля. Нажал большим пальцем правой руки на рычаг газа – поехал, отпустил – остановился. Для экстренных остановок на левой стороне руля расположены рычаги тормозов.

Вопрос безопасности, наверное, является самым важным для репутации организаторов сафари на снегоходах. Участники должны иметь соответствующую экипировку, обязательно – шлем. Инструктор впереди колонны задает направление и контролирует скорость. Поднятая вверх рука – сигнал торможения – означает, что впереди препятствие. Для неопытных «пилотов», которые только выучили «газ-тормоз», особенно опасна адреналиновая эйфория. Она охватывает каждого, кто впервые садится за руль снегохода. Хочется скорости, пространства и еще раз скорости... А когда передняя лыжа снегохода попадает в яму или подпрыгивает на пригорке, то машина может перевернуться и накрыть водителя. Надо быть внимательным, и тогда о сафари на снегоходах вы сможете рассказать своим друзьям только хорошее.
(по материалам сайта www.karpaty.net.ua)