Туристическая узкоколейка в Карпатах. Часть 3. Экскурсия

Через последний мостик поезд выезжает на открытую местность. Наш гид призывает общество найти крест на высоком холме. «Это – гора Монастырь. В XVI веке здесь была настоящая крепость, – рассказывает Любомир. – Тогда по Карпатам татары ходили, села жгли, горцев в плен забирали. Обложили враги монастырь на горе, но монахи басурманам не сдались. Горячо молились жители монастыря три дня и три ночи. И случилось чудо: на рассвете четвертого дня затряслась гора, разверзлась и спрятала людей. Испугались татары и побежали. А местные люди на память об этом поставили здесь крест». Переводчик пересказывает байку на английском, туристы записывают.

«Остановка – болото Ширковец», – объявляет экскурсовод. Быстро осматриваем гидрологическую достопримечательность природы общегосударственного значения. Впервые видим росянку – цветок, который поедает мелких букашек. Дружно нюхаем багулию – в теплые летние дни от ее запаха вблизи болота теряют сознание все домашние животные. Хорошо, что еще не лето!

Карпатский трамвай на мосту через Мизуньку: туристическая узкоколейка в Карпатах.
«Карпатский трамвай» на мосту через Мизуньку

И снова в поезд, 14:35. Следующие пятнадцать минут Любомир Яцков описывает походы по этой местности разных армий во время Второй мировой войны. За окнами – еще безлюдные санатории Мизуня. Наверное, летом курорт оживает...

Следующая станция – скважина «Горянка», 15:00. К источнику минеральной воды типа «Нафтуся» в Новом Мизуне идти метров двести. Из трубы, которая вмонтирована в скалу на берегу реки, бьет мощная струя воды. Господин Яцков раздает пластиковые стаканы – «для дегустации». Вода имеет выразительный вкус нефти. «А нет ли чего-нибудь покрепче?» – настойчиво спрашивают кузнецы у руководителя нашей экспедиции. В ответ тот хитро улыбается и ведет группу в первую же хату в боковую улочку. На дворе мгновенно появляется стол, на нем – бутыли паленки и бокальчик. Хозяин приглашает, туристы пробуют.

На Мизунских водопадах уже никто не выходит. Фестиваль кузнецов продолжается – на платформе бравые ребята танцуют гопак. Прибываем на остановку «Дубовый угол», 16:30. В программе – подъем на полонину и экскурсия на воздушные мосты. Объявляется получасовая стоянка. Поезд маневрирует – надо перейти на другую ветку и двигаться назад. Мы преодолели всего тринадцать из тридцати километров маршрута. «Дальше начинается настоящая экзотика, – рассказывает господин Яцков. – Горы нависают над поездом, путь повторяет серпантин реки и проходит так близко к краю берега, кажется, будто поезд вот-вот нырнет в воду...» Мы хотим ехать дальше. Но пора возвращаться, чтобы успеть в Выгоду еще до сумерек.

Карпатский трамвай: туристическая узкоколейка в Карпатах. Теренс Кларк соревнуется с тепловозом
Теренс Кларк соревнуется с тепловозом

Пикник на обочине, очередное «фа-фа» тепловоза и начинается отсчет обратного пути. Два часа проплывают незаметно – общество развлекается. Степенный еще несколько часов назад редактор британского журнала «Гефестос» Теренс Кларк бежит наперегонки с тепловозом. Его коллеги вместе с нашим экскурсоводом уже поют партизанские песни. Переводчик записывает со слов машиниста рецепт «можжевеловки на скорую руку». Прогулка очевидно удалась.

Полный маршрут с остановками «Карпатский трамвай» обычно проходит за восемь часов – с 10:00 до 18:00. С Выгоды через Ширковец, Старый и Новый Мизунь, Дубовый угол, Солотвино, Миндунок и Соболь – до урочища Магура.

В Солотвино туристам показывают места первых соляных месторождений. На остановке Миндунок рассказывают об особенностях древних лесоразработок, устраивают обзор старых производственных помещений, домика лесника. На конечной раскладывают обед, выходят на гору Магура (1362 м). Возвращаясь, еще раз останавливаются в Миндунке и идут к орнитологическому заказнику в урочище Дзюркач. А из Нового Мизуня поднимаются на полонину около горы Лысая (1134 метров).

Путешествие «Карпатским трамваем» предусматривает и другие варианты маршрута. Путешествие по железной дороге может быть совмещено с многодневным пешими переходами к вершинам Менчул (1450 метров), Яйко-Илемское (1679 метров), путями освободительных соревнований до Вышковского перевала (930 метров). Туристы также могут заказать общую экскурсионную программу по Долинскому району – автобусные поездки в заповедник Скалы Довбуша, к озеру Синевир, в Гошевский монастырь на Ясной Горе, в музей «Бойковщина» в Долине.
(по материалам сайта www.karpaty.net.ua)