Туристическая узкоколейка в Карпатах. Часть 2. Поселок Выгода

Во время Второй мировой войны карпатские железные дороги регулярно взрывали и восстанавливали разные армии, в зависимости от линий фронта и наступательно-отступательных операций. Узкоколейкой с одинаковым энтузиазмом пользовались партизаны УПА и отряды НКВД, пытаясь поймать друг друга. Между тем местные жители продолжали работать в лесу.

Чтобы выполнить просто гигантские госзаказы на древесину, сеть узких путей углубили в леса и горы. В шестидесятых годах Выгодская железная дорога имела наибольшую протяженность – 180 километров, проходила по 160-ти мостам. А общая длина всех линий узкой колеи в Карпатах – Бескидской (Сколевская ветвь), Выгодской (Мизунская ветка) и Брошневской (Осмолодская ветка) – достигала почти 1000 километров. Тогда же Москва официально провозгласила узкоколейку нерентабельной и дала указание демонтировать часть железной дороги.

Карпатский трамвай: туристическая узкоколейка в Карпатах
Карпатский трамвай

Процесс разрушения продолжался до конца девяностых. Последний, вполне сокрушительный удар узкой железной дороге в Карпатах нанесли наводнения 1998-го и 2000-го годов. Стихия уничтожила более половины действующих линий. Дело природы довершили люди: десятки километров рельсов разобрали и сдали в металлолом. Удалось реанимировать лишь Мизунскую ветку – пока она единственная восстановлена полностью.

Эта узкоколейка от поселка Выгода к Сенечеву (60 километров) с 2000 года эксплуатируется как производственная – по ней регулярно курсируют грузовой и рабочий поезда. Три года назад предприятие «Униплит» организовало программу «Карпатский трамвай». В июле 2004 года по маршруту прошел первый туристический мини-поезд. Путешествовала группа туристов из Германии, Польши, Австрии и Великобритании. Гости имели собственного гида – им был австрийский ученый, автор монографии «Узкоколейные железные дороги Восточной Галичины» Вольфрам Венделин. Исследователь на протяжении последних пяти лет составил описания всех узких железных дорог Австрии и Украины. На немецком языке вышли две книги, содержащие собранный материал. Третью книгу Венделин посвятил исключительно Выгодской узкоколейке. Не удивляйтесь. Одна из ветвей генеалогического древа господина Венделина представлена – догадайтесь, кем? – первым карпатским лесным магнатом бароном Леопольдом Поппером.

Тепловоз и два вагончика сейчас бегают по узкой железной дороге от Выгоды вглубь Горган дважды в неделю. Этот поезд возит на работу лесорубов. А между тем колеей путешествуют туристы. Мы путешествовали по узкоколейке в обществе участников международного фестиваля «Праздник кузнецов»: австрийцев, голландцев, англичан, эстонцев и одного белоруса. Экскурсоводом был директор туристического отдела фирмы «Униплит» Любомир Яцков.

Автобус преодолевает путь из Ивано-Франковска до Выгоды за два часа. Въезжаем в типичный прикарпатский поселок. Двадцать лет назад благодаря мощным лесоперерабатывающим предприятиям Выгода считалась перспективным промышленным центром. Теперь здесь развивают туризм.

Первая остановка – возле памятника Ивану Франко. Краткая лекция о том, где именно в Карпатах надо искать следы пребывания Великого Каменяра. Делаем фото и едем в центр поселка. Навстречу (вероятно, все-таки, не случайно) выходят музыканты. Зажигательная «Гуцулочка» почти с первых тактов заводит зарубежных гостей. Танцуем посреди дороги. Легковушки останавливаются, но не сигналят.

Вот и характерный вздох тепловоза – «Карпатский трамвай» подано. Иностранцы выбирают закрытый вагон. Почти все украинцы отдают предпочтение открытой платформе – неважно, что накрапывает дождь. Дизель выдает какое-то совсем автомобильное «фа-фа». Господин Яцков неловко объясняет, что настоящий паровозный гудок – в ремонте. Трогаемся. На часах – 14:00. На нас медленно надвигаются горы.

Путь вьется берегом реки Мизунька, перепрыгивает с берега на берег. До следующей остановки в урочище Ширковец поезд преодолевает четыре моста (всего их на пути – более тридцати). Справа склоны гор подступают так близко, что можно подробно разглядеть узоры мха на горганских камнях. Деревья засовывают мокрые ветки в открытые окна. С левой стороны вдоль железной дороги выстраиваются домики. Заборы, сады, поленницы, стога сена, веревки с бельем, куры, собаки, коровы, остатки ржавых легковушек, каркасы детских колясок, старые грузовики – все это гости живо фотографируют.