Туристическая узкоколейка в Карпатах. Часть 1. История

Путешествия на узкоколейке все больше привлекают туристов. В Карпаты возвращается прогулочный «барский» вид отдыха.

История узкой железной дороги (колея более, чем в два раза уже стандартной) началась в Карпатах еще во времена Австро-Венгерской империи, когда в 1873 году австрийский предприниматель, барон Леопольд Поппер фон Подгари перенес из Венгрии в Галичину главный офис своей фирмы. Предприятие Поппера специализировалось на заготовке, переработке и сбыте древесины. Барон устроил в Горганах первую лесопилку (пилораму) в поселке Выгода.

Именно тогда продолжалось интенсивное освоение Карпат. Дирекция императорско-королевской дороги архикнязя Альбрехта прокладывала широкую дорогу из Стрыя (Львовская область) в Станиславов (Ивано-Франковск). В 1875 году по этой колее пошли паровозы. Следующий проект – строительство железнодорожного полотна до Выгоды – дирекция завершила в 1883 году. Первый поезд прибыл из Долины в Выгоду 8 июля (этот день советская власть провозгласила днем основания нынешнего райцентра). На железнодорожной станции (домик сохранился) поезд встретил сам Поппер. В то время он стал уважаемым владельцем нескольких тысяч моргов (морг – 0,57 га; единица измерения площади польско-литовского происхождения; использовалась с XIII века преимущественно в Западной Украине) лесов вдоль реки Свеча.

Карпатский трамвай – памятник в Выгоде: туристическая узкоколейка в Карпатах
«Карпатский трамвай» – памятник в Выгоде

От широкой дороги в горы сначала проложили «конки» – узкоколейки, которыми кони тянули лес. Такая линия, протяженностью три километра, соединила в 1890-м лесопильный завод в Выгоде с лесопилкой в Старом Мизуне. Она проходила по двум большим мостам на реках Свеча и Мизунька. В то время Попперовская лесопилка «Эвелины» была крупнейшей в Галичине.

Дела у барона шли так хорошо (много леса, дешевая рабочая сила), что он построил в Выгоде роскошную виллу и заложил парк. Почти десять лет подряд собирал экзотические деревья. Для собственного удовольствия устроил неподалеку от Мизуня фабрику музыкальных инструментов... После смерти Леопольда Поппера его наследники получили крупнейшую в Австрии промышленно-торговую фирму и 100 тысяч моргов лесов в Галичине и Венгрии.

Кроме Леопольда Поппера, узкие железные дороги и лесопромысел с 1886 года активно развивали братья бароны Гредли – в Сколевских Бескидах и графы Потоцкие – в Осмолоде. В горном поселке Сколе (Львовская область) Гредли устроили первую в Карпатах электростанцию и водопровод из керамических труб, который обслуживал всего один человек (водопровод также сохранился до наших дней). За двадцать лет предприниматели проложили три узкоколейки. Одна из них имела средний уклон 25 процентов и шла через Демню до самой высокой вершины Сколевщины – горы Парашка (1268 метров). А в 1892 году, в противовес «легким путям» Поппера, Гредли построили самую длинную в Галичине «льокальку» – 13,6 километра. За последующие полтора десятка лет длина этой дороги возросла впятеро. По ней паровозы возили не только дерево, но и рабочих на лесозаготовки, а также туристов.

Первая мировая война заставила владельцев карпатских лесов вернуться в Австрию. Попперовская мини-империя в Выгоде перешла к акционерному обществу «Сильвиния» из Великобритании. Фирма не только продолжила строить лесопильные и узкие железные дороги, но и открыла их для туристов из большой Европы.

В 1920 году в долине реки Мизунька начала работать третья узкоколейка. Эта дорога, длиной 24 километра, вела к станции Соболь (сегодня – Миндунок), проходила через пять крупных мостов и была разрекламирована в газетах как очень живописная. К 1939 году Выгодская ветка достигла длины 65 километров и «обросла» инфраструктурой для отдыхающих.

Повсюду в Карпатах вокруг лесоперерабатывающих предприятий толпились курорты – санатории и пансионаты, которые предлагали больным оздоровление минеральными купелями и торфогрязями. В развитие курортов вкладывали капиталы прежде лесопромышленники и владельцы узкоколеек. Карпатские городки Мизунь (вблизи Выгоды) и Корчин (около Сколе) в период между двумя войнами были популярными местами отдыха чиновников, бизнесменов, писателей, художников и студентов со всей Галичины и Польши. Добирались на курорты, конечно, поездами по узким колеям.

Первую лицензию на туристические маршруты среди малых железных дорог Европы получила карпатская узкоколейка Гредлей – линия Сколе-Демня-Коростов протяженностью 41 километр. Для туристов оборудовали три поезда. Из окон специальных вагонов можно было осматривать местные пейзажи, а на остановках – отправляться на прогулки по горам.