Остров Шри-Ланка (Цейлон)

Задолго до нашего времени остров Шри-Ланка был известен далеко за его пределами. «Ланка» в переводе с древнеиндийского языка – санскрита – означает «благословенный, блистательный».

Древнейшие жители Цейлона – ведды – переселились на остров из Южной Индии в незапамятные времена. В VI в. до н.э. сюда из Индии начали переселяться сингалы и тамилы. Теперь они составляют основное население государства Шри-Ланка. В лесах живут и ведды.

Море и пляж на острове Цейлон

Цейлон – это один из самых больших островов в мире (66 тыс. км2).

Яркая палитра красок на острове не меркнет в течение всего года. Под куполом синего неба, в обрамлении белой пены морских волн, набегающих на желтый песок побережья, величаво покачиваясь на ветру, возвышаются тропические деревья с темно-зеленой сочной листвой, среди которой то жарко пламенеют, то нежно розовеют причудливые цветы, а в долинах бархатом расстилаются светло-зеленые рисовые поля.

На юге острова дымка скрывает угловатые очертания темных скалистых вершин горного массива. Горы пересекают линии серебристых водопадов, которые издали кажутся застывшими в своем стремительном беге. Серо-голубые потоки коротких, но широких и полноводных рек прорываются сквозь густые заросли деревьев. Кое-где яркими пятнами мелькает оранжево-красная почва, не покрытая растительностью.

Водопад на острове Шри-Ланка

Цепь маленьких островков, рифов и отмелей, протянувшихся между северо-западной оконечностью острова и юго-восточным Индостаном на расстоянии 35 км, составляет Адамов Мост. Цейлон и Индостан однородны в отношении растительного и животного мира, потому что это остатки древнего материка Гондваны.

Почти 80% площади острова занимает равнина, и лишь иногда встречаются невысокие, до 700 м, скалы с причудливыми очертаниями, напоминающими гигантских животных. Эти скалы – кристаллические породы фундамента острова, выстоявшие под ветром и дождями, в то время как мягкие, рыхлые породы разрушались и вымывались.

Только на юге протянулся горный массив с вершинами до 2,5 тыс. м.

Природа Цейлона

Остров богат многими полезными ископаемыми, но особенно графитом и драгоценными камнями. Синие сапфиры, кроваво-красные рубины, фиолетовые аметисты, загадочные александриты – зеленоватые днем и сиреневые при зажженном огне – добывают здесь с давних времен.

На Цейлоне в целом экваториально-муссонный климат: на равнине в течение всего года температура держится около +27°С, а в горах от +20 до +25°С, но северо-восточная часть острова более засушливая, а юго-западная более влажная.

Климат влияет на хозяйственную деятельность и образ жизни населения, в том числе на выращивание важных продовольственных культур.

Пляж и побережье Шри-Ланки

На юге острова – вечнозеленая растительность: пальмы (кокосовые, талипотовые, капустные), много ценных пород деревьев (эбеновое (черное), тис (розовое), тик, атласное, хлебное, манго, папайя). Весьма распространен индийский фикус – баньян.

В лесах деревья, опушенные зелеными мхами, теряют четкость очертаний, а ветви ломятся под тяжестью растений-паразитов. На опушках растет множество орхидей, в водоемах – большое количество красивых лотосов. В лесах обитают леопарды, медведи-губачи, буйволы, олени, кабаны и слоны. Из множества птиц особенно привлекательны пестрые попугаи, павлины. Воды омывающего остров Индийского океана богаты рыбой, крабами, омарами.

Рыбный базар на Цейлоне

Земля Цейлона благодатна. А.П. Чехов после посещения этого острова назвал его «райским уголком».

Столица Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка – Коломбо – крупный морской порт, ворота республики в мир. В порту Коломбо далеко в океан выступают три длинных мола, ограничивающих гавань, которая окружена нефтехранилищами, доками, складами, пристанями, железнодорожными линиями.

Здесь непрерывно работают краны, снуют грузчики и автомобили, маневрирующие между рикшами, повозками, буйволами, слонами и прохожими.

Шри-Ланка строит новую жизнь.

Ведды – коренные жители острова Цейлон


Ведды – это потомки древнейшего коренного населения острова Цейлон. Племена веддов, живших ближе к побережью, давно перешли к земледелию, развили ремесла; многие из них покинули родные места, и лишь племена лесных веддов, насчитывающих сейчас несколько тысяч человек, по-прежнему занимаются в основном охотой и сбором меда.

Мед диких пчел – главный продукт питания веддов. Никто лучше, чем они, не знает всех повадок диких пчел.

Мед обычно собирают по вечерам. К заранее намеченному месту направляется целая процессия веддов. Впереди идет смуглый юноша – сборщик меда. Пряди его черных, слегка вьющихся волос падают на плечи. К его правой руке привязан двухметровый деревянный шест, оканчивающийся четырьмя зубцами. Слева висит сосуд из оленьей кожи. В левой руке он держит дымящуюся связку зеленых ветвей.

По лестнице, сплетенной из тростника, сборщик меда взбирается к улью. Пуская в него дым, он выкуривает пчел, быстрыми точными движениями шеста откалывает соты и бросает их в кожаный сосуд. Требуется акробатическая ловкость, чтобы одновременно собирать мед, обороняться от разъяренных пчел и удерживать равновесие на качающейся лестнице.

Искусство добычи меда находится у веддов в большом почете. Ему обучают детей с раннего возраста. Уже в десять-одиннадцать лет мальчики вместе со взрослыми принимают участие в сборе меда.

Так как, «урожай» меда колеблется от месяца к месяцу, то ведды после особо удачного сбора делают запасы и хранят их в своих жилищах. Жилища веддов отличаются крайней простотой. Это навесы скал или неглубокие пещеры. Впрочем, в свои жилища ведды забираются только в случае непогоды: они предпочитают проводить время на открытом воздухе.

Мед наряду со шкурами убитых животных служит основным средством обмена между веддами и их соседями – сингалезами.

Топор, лук и стрелы составляют все вооружение веддов. Время от времени большая группа мужчин отправляется на охоту в горы. У каждого к набедренной повязке привязан небольшой кожаный мешочек с горстью риса, выменянного у сингалезов, и медом. Притаившись в зарослях кустарника, они иногда по нескольку дней следят за жизнью выбранной ими поляны. Ни пчелы, ни птицы сейчас не привлекают их внимания. Они ждут крупной добычи. И вот, наконец, удача! На поляну выходит олень.

Уже через несколько минут один из охотников железным наконечником стрелы, которую он держит так, как мы держим карандаш, быстро обрабатывает тушу убитого оленя.

Удачная охота завершается общим торжеством. Под звуки заунывной, однообразной песни ведды, встав в круг, топчутся на одном месте. Лица их суровы и неподвижны. Темп песни постепенно ускоряется, ведды в такт покачивают головами и, кружась, высоко поднимают то правую, то левую ногу. Торжество заканчивается стрельбой из лука.

Соцветие-гигант


Во влажных экваториальных лесах острова Шри-Ланка растет высокая стройная пальма, называемая зонтичной или веерной. Ее гладкий белый ствол увенчан пышной кроной из громадных листьев. Пальма цветет один раз в жизни. В это время у нее развивается на верхушке огромное ветвистое соцветие, состоящее из бесчисленного количества мелких бледно-желтых цветков. Это самое крупное соцветие, встречающееся в природе. Оно достигает 12-14 м в высоту.

После цветения образуются плоды величиной с черешню, содержащие очень твердые косточки. Сама же пальма после созревания плодов засыхает.

Кокос – «дерево жизни» острова Шри-Ланка


Остров Шри-Ланка можно объехать, почти не покидая тени кокосовых пальм, окаймляющих зеленой лентой его побережье.

Кокосовая пальма на Шри-Ланке

Кокосовая пальма – неженка, ей холодно даже на небольших возвышенностях острова. Она любит тепло и влажный ветер с океана, с шорохом перебирающий ее жесткие, как бы лакированные листья и раскачивающий крупные, с голову ребенка, орехи. Примечательно, что ствол пальмы почти никогда не бывает прямым.

Встречается на Шри-Ланке королевская кокосовая пальма, которую легко отличить от обычной. Она несколько ниже, а орехи ярко-оранжевого цвета, словно вобрали в себя весь жар тропического солнца. Кроме кокосовой, здесь растут пальмировые, талипотовые, арековые и другие пальмы. Но только кокосовую пальму здесь с полным правом считают «деревом жизни».

Это не преувеличение. Продукты кокосовой пальмы сопровождают жителя острова с первого и до последнего дня его жизни.

Крестьянин строит свою хижину из стволов кокосовой пальмы, крышу покрывает ее листьями, а пол – циновками из койра – волокна кокосового ореха. Вечерами в жилище горит огонь. Светильник имеет фитиль из койра, пропитанный кокосовым маслом, налитым в скорлупу кокосового ореха. Из скорлупы ореха изготовлена и часть домашней утвари: ложки, миски и чашки.

Шри-ланкиец утоляет жажду соком ореха, а голод – блюдом из риса «карри», которое для него немыслимо без приправы из мякоти кокосового ореха. Это блюдо готовится на костре из листьев, коры и древесины пальмы. Из стволов пальмы житель Шри-Ланки строит лодку и повозку, при этом не использует ни одного гвоздя. Все детали скрепляет веревкой из койра.

«Жизнь» кокосовой пальмы начинается в специальных питомниках, где саженцы выращивают из орехов. Их заботливо оберегают от прямых лучей солнца, могущих опалить кору и листья молодого, неокрепшего растения, поливают водой и подкармливают удобрениями. Через два года подросшие деревца пересаживают на плантации. При хорошем уходе кокосовая пальма дает шесть урожаев в год.

Кокосовая пальма на пляже

Однако кокосовые пальмы растут здесь не только на плантациях. Их можно встретить на любом мало-мальски подходящем клочке земли – во дворе дома, у самой кромки океанского прибоя; ими обсажены почти все дороги прибрежной части страны. И у каждой пальмы обязательно есть свой хозяин. Бывает и так, что деревом владеют две семьи, и каждая получает свою долю.

Кокосовые пальмы очень высокие, а кокосовый орех довольно увесист, килограмма на три, и стоять под пальмой, особенно в ветреный день, не рекомендуется. Жители Шри-Ланки утверждают, что сок кокосового ореха утоляет жажду лучше всякого другого напитка. Сок сладковат, с несколько вяжущим привкусом. Даже в тропическую жару, под открытым солнцем сок ореха прохладен. Его, кстати, здесь принято пить без стаканов – прямо из скорлупы ореха.

Сборщик орехов – это настоящий верхолаз. Кроме двух ножей в деревянных ножнах и глиняного горшка, прикрепляемых к поясу, он непременно берет с собой прочную веревку из койра. Перед подъемом на пальму он связывает щиколотки обеих ног. Босыми ступнями верхолаз крепко обхватывает ствол пальмы (веревочный жгут служит при этом дополнительной опорой для ног), затем подтягивается на руках, переставляя в конце подтягивания ноги повыше, и таким путем забирается до самой кроны пальмы.

Сборщик кокосовых орехов

Иногда между кронами пальмы протягивают веревки, и тогда сборщики превращаются в канатоходцев, путешествующих на высоте от пальмы к пальме вместе с орудиями своего производства.

Собранные орехи складывают в кучи, возле которых устанавливают чурбак с крепко загнанным в него железным клином. Сильным ударом о клин орех раскалывают на две половинки. Части волокнистой оболочки закладывают в ямы.

Вода и тепло за несколько месяцев размягчают волокнистые половинки ореха, солнце высушивает их, а женские руки деревянными колотушками превращают оболочку ореха в пышное светло-коричневое волокно. Теперь остается прочесать его несколько раз железными гребнями, и из волокна можно вить веревки, делать щетки, плести циновки.

У кокосового ореха есть еще одна твердая скорлупа, под которой скрывается мякоть ореха – копра. Из высушенной копры извлекают кокосовое масло, находящее широкое применение в пищевой промышленности. Не пропадают даром и выжимки копры, которые идут на корм скоту и на удобрения.

В порту Коломбо стоят огромные серебристые цистерны, где хранится кокосовое масло. По трубам, т.е. по маслопроводам, его перекачивают прямо в трюмы судов, приходящих в Коломбо из всех стран мира.