Галич - город-парк на трех реках. Часть 3. Музеи

При въезде в Галич со стороны Ивано-Франковска справа от символического памятного знака «Меч и Орало» располагается единственный в области Музей народной архитектуры и быта. Ученые различают на территории Прикарпатья четыре этнографических региона: Бойковщина, Гуцульщина, Ополье и Покутье. Так, в музее под открытым небом собраны коллекции материальной культуры соответствующих этнографических групп XIX – начала XX веков. На территории площадью 4,5 гектара установлены одиннадцать аутентичных архитектурных памятников: две гражды и традиционная гуцульская хата, опольские «мазанка» и кузница, покутские усадьба и масличная, бойковская хата 1848 года. В каждом здании – типичный инвентарь, предметы быта, одежда, украшения, иконы. Эта старина особенно привлекает иностранных туристов.

На территории музея продолжаются работы. Кроме опольской деревянной церкви вскоре будет смонтирована и гуцульская. Администрация заповедника разработала проект этнографического фестиваля «Перезвон веков», который должен «оживить» экспонаты. Планируется, что в определенный период в Музей народной архитектуры и быта пригласят мастеров со всех регионов, которые прямо перед гостями будут ткать, вышивать, ковать, резать и тому подобное. Одновременно будет организована продажа сувениров.

Музей народной архитектуры и быта, Музей караимской истории и культуры
Музей народной архитектуры и быта

«Чтобы поверхностно ознакомиться с бытом жителей Прикарпатья, туристу не хватит и недели, – говорит Александр Береговский. – А в музее под открытым небом это можно будет увидеть за день».

Гости Галича могут посетить единственный в Украине Музей караимской истории и культуры. Музей открылся 4 ноября 2004 года, как раз на десятилетие Национального заповедника «Древний Галич». Караимская община Галича – уникальная этнокультурная общность, просуществовала здесь семь с половиной веков и оставила богатое наследие. Сейчас в Галиче живут две караимки. «Не надо было обладать даром провидца, – говорит директор музея Иван Юрченко, – чтобы понять: караимская община Галича исчезает навсегда, а исчезновение носителей культуры влечет проблему исчезновения их культурного наследия. Возникла насущная необходимость создать Музей караимской истории и культуры – не столько для экспонирования, как для сохранения предметов материальной культуры караимов».

Единой точки зрения относительно происхождения караимов не существует. Вероучения караимизма, считают исследователи, возникло в первой половине восьмого века в Месопотамии (на территории нынешнего Ирака) как протестантское течение к ортодоксальному иудаизму (рабинизму). Существует предположение, что в Киеве караимы появились еще до прихода княжеской династии Рюриковичей. А в Хазарском каганате со столицей Итиль на Волге караимизм приобрел признаки государственной религии. Одно из крупнейших племен каганата – караи, которые вели свое происхождение от легендарного Аттилы – приняло эту религию, а затем сформировалась своеобразная этническая группа тюркского происхождения с близким к иудаизму вероисповеданием. Однако не будем дальше углубляться в научные и околонаучные дебри версий и теорий.

Достоверно известно, что в Галич караимы пришли из Крыма в 1246 году по приглашению князя Даниила Романовича. О мотивации этого приглашения украинские историки предпочитают в основном вежливо молчать. К тому времени Даниил Галицкий был вассалом монголо-татарской Золотой орды, поэтому не исключено, что по настоянию хана Батыя караимы в Галиче должны были выполнять функцию сборщиков дани. На протяжении многих последующих веков основным занятием галицких караимов была торговля. В XVI-XVII веках они нередко были посредниками в выкупе пленников из татарской и турецкой неволи. Впрочем, кроме торговли, караимы славились в Центральной Европе еще одним ценным занятием – они были дисциплинированными профессиональными воинами. Это подтверждает такой исторический факт. В 1397 году Великий князь Литовский Витовт пригласил крымских караимов и татар для защиты своей столицы Торки (теперь город Тракай) и западных границ княжества от рыцарей Тевтонского ордена. Даже во второй мировой войне с маленькой (120 человек) караимской общины Галича воевало пять мужчин, а живыми вернулись два.

Главной особенностью караимской общины Галича является ее культурная самобытность, сохранение веками традиций тысячелетней давности. Они, в отличие от других общин, были, словно насекомое в капле янтаря – приводит слова польского историка Тадеуша Ковальски Иван Юрченко. В бытовом языке галицких караимов почти нет заимствований из татарского, этот диалект считают старейшим, наиболее сохранившимся. Они не допускали культурной и генетической ассимиляции. Советская власть больше приложилась к уничтожению караимского наследия. В частности, сравняли с землей выполненный в мавританском стиле храм-кенасу. На продолжении десятков лет несколько караимских семей, которые уже знали: община исчезает – бережно хранили дома тысячи артефактов, сумели передать алтарь из кенасы и ряд ценных документов в Евпаторию, где действует крупнейшая в Украине караимская община, а впоследствии, после того как в 1997 году исследованием караимского наследия занялись ученые заповедника, передали более трех тысяч предметов материальной культуры и две тысячи документов в фонды будущего музея. Работники заповедника инвентаризировали и каталогизировали караимское кладбище, организовали в 2002 году Международную конференцию «Караимы Галича: история и культура». Год не дожила до открытия музея последняя хранительница этой богатейшего наследия Янина Львовна Ешвович, полностью выполнив свою миссию перед предками.
(по материалам сайта www.karpaty.net.ua)